г. Новосибирск, ул. Советская, 6, к. 321 nbo@nso.ru

НБО Новосибирское библиотечное общество

В единстве наша сила - в партнерстве наш успех!
Что и как читают новосибирские школьники

Что и как читают новосибирские школьники

25 октября 2018, 15:20

В октябре 2018 года библиотека им. М. А. Булгакова провела библиотечный урок «Книга и чтение в жизни великих людей» в 7-х классах школы № 192. На уроке библиотекарь и старшеклассники говорили о значении чтения в нашей жизни, в жизни известных людей и общества в целом.

Чтобы выяснить, как часто современные подростки обращаются к книгам, какие носители выбирают для познания мира, кто их любимые герои, какие темы их интересуют, было проведено анкетирование. Анкеты заполнили 44 школьника из 7-х классов.

По результатам анкетирования выяснилось, что 13-летние школьники в большинстве своем не представляют своей жизни без хорошего чтения, независимо от способа получения информации. На вопрос «Любите ли вы читать» 12 человек ответили «да», 6 человек – «нет», и 25 – «смотря что читать». Из источников информации у ребят лидирует Интернет – так ответили 21 человек. Но и печатные издания (книги, периодика) у них не на последнем месте. Их выбирают 19 человек из 44. К электронным же книгам – «ридерам», как и к аудиокнигам – обращаются всего 7-9 человек. А вот 10 школьников чтению предпочитают просмотр телевизора.  

Также ребятам было предложено указать свои жанровые и тематические пристрастия в чтении. 23 человека из 44 большую часть своего свободного времени проводят, читая и смотря развлекательные тексты и видео. Художественную литературу любят читать 12 человек, чуть меньше – научно-популярные книги и статьи – 10.

Более углубленно изучить читательские интересы школьников позволил вопрос «Сколько времени в день вы посвящаете чтению?». Здесь ответы отличились разнообразием. Но выявить «диапазон» продолжительности чтения удалось: от 0 до 12 часов в день. В большинстве все-таки, подростки уделяют книге и другим источникам чтения от 15 минут до 2 часов. Хочется отметить особо оригинальные ответы: читаю до 12 часов в день – если книга очень интересная; зависит от настроения; если нечего делать, то уделяю много времени.

В качестве своего любимого автора ребята чаще всего называли А. С. Пушкина (17 человек из 44), что навело на мысль – они просто не знали, кого вписать, о чем говорили перед заполнением анкет. Также в ответах фигурировали имена классиков, изучаемых в школе – Н. В. Гоголь, Л. Толстой. М. Горький, И. Бунин, С. Есенин. Также – Н. Носов, Братья Гримм, У. Шекспир. Единичный ответ: читаю всех, смотря какой жанр. Здесь хочется добавить, что, обращаясь в библиотеку, подростки чаще всего называют заглавие книги или книжной серии. Поэтому можно сделать вывод, что они просто не запоминают фамилии современных авторов.

Среди любимых произведений большинства семиклассников оказались: «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Другие любимые книги, встречающиеся в ответах всего по 1-2 раза – «Три толстяка» Ю. Олеши, «Тарас Бульба» и «Вий» Н. В. Гоголя, «Дубровский» А. С. Пушкина, «Каштанка» А. П. Чехова, «Белый пудель» А. Куприна, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Вино из одуванчиков» Р. Бредбери, «Мери Поппинс» П. Треверс, «Поющие в терновнике» К. Маккалоу, «Птичка певчая» Р. Гюнтекина, «Маленькая ведьма» О. Пройслера, «Девушка Онлайн» Зои Сагг.

Фильмы-экранизации, которые любят смотреть ребята – «Гарри Поттер», «Робинзон Крузо», «Кот по имени Боб». Большинство же лишь указали любимые жанры кино – фантастику, приключения, ужасы.

Литературные герои, на которых подростки хотят быть похожими – Гарри Поттер, Гермиона, Том Сойер, Маленький принц, Мери Поппинс, Кай, Герда, Золушка, Белла, Робин Гуд, Джеймс Бонд, Дубровский, русские богатыри (Алёша Попович).

В дополнение школьникам было предложено поделиться своими интересами – по тематике, сферам деятельности. Многие ответили: нет таких или ничего, но все-таки были конкретные единичные ответы: музыка, рисование, чтение, игры, просмотр видео, путешествия, продвижение в Интернете.

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для современных детей по-прежнему является источником информации, духовного роста и удовольствия.

 

Пирожкова Наталья Владимировна, библиотекарь 1 категории

филиала «Библиотека им. М. А. Булгакова»

МКУК ЦБС Кировского района

Возврат к списку